В ЕСПЧ правильно

Пиши жалобу в ЕСПЧ верно в 2021
(обоснованность как критерии приемлемости)

Автор
Елена Темникова
5 минут на чтение статьи

Юрист ЕСПЧ бесплатно за один (1!) час рассказал, как правильно подготовить обоснованную жалобу в ЕСПЧ и соблюсти критерии приемлемости в 2021.

Одним из критериев приемлемой жалобы в ЕСПЧ является ее обоснованность. Подготовка обоснованной жалобы - индивидуальный процесс, который зависит от специфики и направленности жалобы. Но существуют общие и универсальные моменты, которые мы рассмотрим в данном конспекте вебинара юриста Секретариата ЕСПЧ Дмитрий Гурина.

Мы законспектировали этот совместный вебинар ЕСПЧ-Навигатора и Совета Европы. Прочтите за 5 минут. Посмотрите вебинар здесь.
ЧАСТЬ 1

Требования к написанию жалоб в ЕСПЧ

2 требования для качественной и обоснованной жалобы в ЕСПЧ

Условно можем выделить 2 требования, соблюдение которых позволит подать вам качественную и обоснованную жалобу в Европейский суд по правам человека.

Во-первых, это формальные требования. К формальным требованиям можем отнести непосредственно правильное заполнение формуляра жалобы.

Во-вторых, это соблюдение критериев приемлемости. Одним из критериев приемлемой жалобы является ее обоснованность. В данном случае мы уже говорим о существе подаваемой жалобы, о ее предметной направленности.
ЧАСТЬ 2

Формальные аспекты обоснования жалобы

К формальным аспектам мы отнесем те требования, которые закреплены в Регламенте ЕСПЧ. С полным текстом Регламента суда вы можете ознакомиться на сайте Европейского суда по правам человека. На сайте вы можете найти переводы Регламента на разные языки в том, числе на русский. Обратите внимание, что переводы могут не соответствовать действительности, так как в Регламент периодически вносятся изменения и оперативно их перевести не всегда представляется возможным. Поэтому по возможности следует использовать Регламент на английском или французском.

При составлении жалобы следует обратить особое внимание на правильность заполнения разделов формуляра жалобы. Все необходимые указания на заполнения содержатся в самом формуляре. Не менее важным является и заполнение содержательной части жалобы, логически правильное изложение фактов, на которые вам отведено 3 страницы и на изложение жалоб 2 страницы.

ЕСПЧ исходя из своей практики говорит, что жалоба должна состоять из фактических и правовых аспектов. К фактическим аспектам можно отнести факты, события, акты, действия властей с которыми заявитель связывает нарушение прав. К правовым аспектам относится непосредственно правовая аргументация. Заявитель, его представитель должны продемонстрировать суду, что именно описанные ими факты и действия со стороны властей привели к нарушению конвенционных прав. Только в совокупности указанные выше аспекты позволяют говорить нам об обоснованной жалобе.

Излагать факты следует последовательно с указанием даты, органа вынесшего то или иное решение и коротко решение, принятое органом. При ознакомлении с материалами жалобы у судьи не должно оставаться вопросов, относительно фактических обстоятельств дела. Как было уже сказано выше у вас для это есть 3 страницы формуляра, но формуляр позволяет приложить 20 дополнительных страниц. На дополнительных страницах не должно быть каких-либо новых фактов, можно только более подробно, детально изложить факты, описанные ранее. Описывая факты, необходимо давать ссылки на нарушение норм Конвенции. Это позволит обосновать нарушения конвенционных прав. После того, как вы изложили факты, необходимо приложить копии документов, аудио, видео и иные доказательства, которые подтверждают изложенное вами в жалобе. Документы следует прикладывать в хронологическом порядке и составлять их опись.
Вам в помощь статья о правилах исчисления срока обращения в ЕСПЧ и шпаргалка от старшего юриста секретариата ЕСПЧ Никиты Иванова о правилах исчисления шестимесячного срока обращения в ЕСПЧ. Таблица регулярно обновляется.
ЧАСТЬ 3

Содержательные аспекты обоснования жалобы в ЕСПЧ
(приемлемость жалобы)

Одним из критериев приемлемой жалобы является ее обоснованность. Жалобы, которые являются явно необоснованными, признаются неприемлемыми (manifestly ill founded). Явная необоснованность жалобы, как один из критериев приемлемости, является одним из самых сложных для понимания и применения на практике. Данный критерий носит широкий, размытый характер. Грань между обоснованной и необоснованной является очень тонкой. ЕСПЧ может найти в жалобе признаки необоснованности жалобы.

Анализируя практику ЕСПЧ, мы можем выделить некоторые критерии по котором жалоба признается необоснованной. К таким критериям можем отнести:

1. Аргументы жалоб в ЕСПЧ

Во-первых, отсутствие правовой аргументации, отсутствие минимальной аргументации, фрагментарное изложение фактов или вовсе отсутствие документов. В связи с тем, что были внесены изменения в Регламент, данные нарушения скорее относят к формальным нарушениям заполнения формуляра жалобы.
От редакции: Лучшей гарантией от "ошибок" в ЕСПЧ - это изучение порядка обращения в ЕСПЧ. Начать изучение.
2. Факты в ЕСПЧ
Во-вторых, опровержение утверждений заявителя. Возникает на более поздней стадии, обычно после коммуникации. Выясняется, что те факты и сведения, на которые ссылался заявитель не соответствуют действительности. Например, когда правительство после коммуникации жалобы выступает с позицией, представляет соответствующие доказательства и те доказательства, с которыми выступал заявитель являются ложными.
3. Явная необоснованность жалобы в ЕСПЧ
В-третьих, бездействие заявителя. Явная необоснованность жалобы может быть связана с тем, что заявитель на национальном уровне не выполнил юридически значимых действий, которые разумно и логично было ожидать от него. Именно из-за своего бездействия заявитель и попал в такую ситуацию. Например, дела, связанные с неисполнением судебных решений, как правило по гражданским делам. Игнорируют обращение в Федеральную Службу Судебных Приставов для принудительного исполнения судебного решения. Отсутствие вот такой минимальной активности от заявителя приведут к признанию жалобы явно необоснованной.
4. Жалобы в ЕСПЧ как в «четвертую инстанцию»
В-четвертых, жалобы в «четвертую инстанцию». ЕСПЧ многократно в своих постановлениях указывал на то, что не является четвертой инстанцией по отношению к национальным судам. Решения национальных судов не подлежат пересмотру в ЕСПЧ. ЕСПЧ не выступает по отношению к ним вышестоящей инстанцией. Его роль носит субсидиарный характер. Предметом жалобы в ЕСПЧ не может быть нарушение национального права. ЕСПЧ смотрит были ли нарушены нормы Конвенции в конкретном процессе, так как его роль носит дополняющий (субсидиарный) характер. Приведенный критерий наиболее часто применяется при признании жалобы необоснованной.
Рассмотренные выше критерии обоснованности следует рассматривать в совокупности так, как они связаны друг с другом. Данные критерии об одном и том же, только рассмотрены с разных сторон.
ЧАСТЬ 4

Как написать жалобу в ЕСПЧ*

* От редакции: Лучшей гарантией от "ошибок" в ЕСПЧ - это изучение порядка обращения в ЕСПЧ. Начать изучение.
Программа курса "В ЕСПЧ правильно"
Занятие 2. Заполняем формуляр жалобы
Занятие 3. Гарантируем приемлемость
Занятие 4. Проходим национальные суды
Занятие 5. Описываем ваши факты дела
Занятие 6. Описываем нарушения
Занятие 7. Как просить срочные меры
БЕСПЛАТНО
1. Разбираем 13 ошибок заявителей
Жми мессенджер - получи напоминание о следующем бесплатном занятии или ссылку на видеозапись
ЧАСТЬ 5

Видеозапись вебинара "Как обосновать жалобу в ЕСПЧ"

ЧАСТЬ 6

Остались вопросы по ЕСПЧ и Европейской Конвенции?

Получите на них ответы в чате ЕСПЧ-Навигатор

Чат ЕСПЧ-Навигатор - это бесплатные консультации для желающих обратиться в ЕСПЧ. Проконсультируйтесь бесплатно по ссылке https://t.me/echrnavigator

Желаете получать новости о предстоящих вебинарах о ЕСПЧ?

Подпишитесь в телеграмм-канал ЕСПЧ-Навигатора - это одна новость о работе с ЕСПЧ в день. Начинайте день не с кофе, а с просмотра канала ЕСПЧ-Навигатор https://t.me/ECHR_Navigator
Новости ЕСПЧ-Навигатора: 6+3=9: ЕСПЧ разъяснил как исчислять трехмесячное продление шестимесячного срока представления жалобы в связи с коронавирусом. Читать.