Click to order
Total: 
АВТОРСКИЙ КУРС МАРИНЫ ХАТУНЦЕВОЙ

Программа онлайн-курса
«Защита в уголовных делах с помощью позиций ЕСПЧ»

К концу курса научитесь эффективно применять позиции ЕСПЧ в национальном процессе и при подаче жалобы в ЕСПЧ. Даже если вы не знаете международного права.
Живой вебинар - Чат консультаций по ЕСПЧ - Осталось 3 места
Close


Цель
  • Познакомить с правовыми позициями ЕСПЧ и гарантиями Европейской Конвенции в уголовном процессе, научить их понимать, и эффективно аргументировать и применять прежде всего в национальном уголовном процессе для защиты прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а при необходимости и при подаче, и в ходе дальнейшего рассмотрения жалобы в ЕСПЧ.

  • Убедить на практических примерах, что эффективно используя правовые позиции ЕСПЧ, Вы расширяете возможности стороны защиты в национальных судах и увеличиваете Ваши шансы решить вопрос внутри страны или прийти в ЕСПЧ подготовленными.
Чему научитесь
  • Поймете важность аргументации правовых позиций ЕСПЧ с самого начала в национальном процессе, научитесь находить практику ЕСПЧ именно для Вашего дела и ориентироваться в позициях ЕСПЧ, эффективно их применять с самого начала взаимодействия Вашего клиента с правоохранительными органами, а если вступаете в процесс позже, то как и с помощью каких позиций ЕСПЧ компенсировать утерянные возможности и время.
  • Научитесь мыслить и действовать в национальном процессе, при подаче и в ходе дальнейшего рассмотрения жалобы в ЕСПЧ с позиции Конвенционного понимания гарантий «справедливости уголовного процесса».
  • Научитесь грамотно излагать факты, нарушения в национальных жалобах, в формуляре в ЕСПЧ и далее на этапе обмена обзервациями (позициями) с государством.
Что сделаете
  • Отработаете Ваши навыки работы с конкретными стандартами и гарантиями справедливого уголовного процесса на практических примерах, предоставленных лектором, Вами самими и Вашими коллегами по курсу.

  • Пройдете курс с учетом именно Ваших профессиональных запросов и потребностей, а также запросов Ваших коллег по группе.
Курс состоит
из вводного открытого занятия длительностью 1,5 часа и 6 (шести) занятий в закрытой группе длительностью по 2 часа.
Форма подачи материала
Понятно о сложном, легко, доступно, последовательно и пошагово и только то, что реально применимо на практике.
Программа онлайн-курса
Указанная ниже программа курса базовая и адаптируется для каждого потока курса в соответствии с запросами участников

Вводное (бесплатное) занятие

Длительность
До 2-х часов
Что узнаете
Разбираем на конкретных примерах основные ошибки заявителей при подаче жалобы в ЕСПЧ на справедливость уголовного процесса, чтобы понять зачем и как использовать правовые позиции ЕСПЧ в национальном уголовном процессе.

Занятие 1.
Структура ст. 6 Конвенции – Уголовное обвинение – Право на доступ к адвокату

Длительность
До 2-х часов
Что узнаете и сможете сделать
  • Распределение гарантий и практические выводы из структуры ст. 6 Конвенции, практическая разница в национальных стандартах законности уголовно-процессуальных действий и стандартах Конвенции, как их отличать, применять и сочетать.

  • Какие категории дел считаются делами об «уголовном обвинении» с позиций ЕСПЧ, и на какие судебные разбирательства распространяются и в каком объеме гарантии ст. 6 Конвенции.

  • Право на доступ к адвокату и стандарты Конвенции: объем права на адвоката, момент возникновения права на адвоката и объем права на адвоката в зависимости от стадии взаимодействия лица с правоохранительными органами; практические выводы и разбор конкретных ситуаций из практики ЕСПЧ, когда лица не имели формального статуса подозреваемого/обвиняемого, а были свидетелями, административно задержанными или без статуса, и как на практике аргументировать необходимость распространения на них гарантий права на адвоката; ситуации задержания лиц «с поличным» и как аргументировать необходимость уведомления лица о его процессуальных правах в таких случаях.

Занятие 2.
Право на доступ к адвокату (продолжение)

Длительность
До 2-х часов
Что узнаете
  • Стандарт надлежащего информирования подозреваемого/обвиняемого о его процессуальных правах и практические последствия ненадлежащего информирования, как это аргументировать на практике.

  • Как действовать, если власти утверждают, что подозреваемый/обвиняемый сам отказался от своего права на адвоката; каким требованиям должен соответствовать надлежащий отказ от права на адвоката и других процессуальных прав, чтобы считаться действительным; как на практике оспорить позицию властей.

  • Как анализировать и аргументировать несоблюдение общей справедливости уголовного процесса при нарушении права на адвоката: пошаговый разбор (в том числе ситуаций явок с повинной, использования в приговоре опосредованных признательных показаний), как оценивается поведение стороны защиты во время предварительного расследования и судебного разбирательства и реакция национальных судов с точки зрения анализа и аргументации нарушения общей справедливости уголовного процесса.

  • Право на «адвоката по выбору», ограничения и возможности, практические рекомендации при аргументировании нарушения права на адвоката по выбору.

  • Право на практическую и полноценную юридическую помощь, практические рекомендации по оспариванию качества предоставленной юридической помощи.

  • Общие заключительные практические рекомендации аргументирования нарушения права на адвоката: как формулировать жалобу в национальных судах и ЕСПЧ, что указывать и какими документами подтверждать.

Занятие 3.
Право на допрос свидетелей – Надлежащее уведомление об обвинении – Достаточность времени и возможностей для подготовки защиты

Длительность
До 2-х часов
Что узнаете
  • Аргументация нарушения процессуальных гарантий допроса свидетелей: отсутствующие свидетели обвинения, свидетели защиты, анонимные свидетели, понятые, эксперты, специалисты, конвенционные «тесты» и их применение в национальном процессе и при подаче жалобы в ЕСПЧ.

  • Требования, предъявляемые Конвенцией к надлежащему уведомлению об обвинении: переквалификация и как аргументировать нарушение требования надлежащего уведомления об обвинении в таких ситуациях.

  • Достаточное время и возможности для подготовки защиты: какие обстоятельства с точки зрения Конвенции обуславливают обязательство национальных властей предоставить дополнительное время и возможности, разбор практических примеров.

Занятие 4.
Помощь переводчика – Защита от полицейской провокации – Защита в ситуациях с подбросом наркотических средств – Фабрикация доказательств

Длительность
До 2-х часов
Что узнаете
  • Помощь переводчика и объем гарантированной помощи на разных этапах уголовного судопроизводства.

  • Аргументация полицейской провокации: практические выводы по вопросам исчерпания и обоснованности жалобы на провокацию для признания ее обоснованной и приемлемой, пошаговый тест аргументации полицейской провокации, разбор конкретных примеров.

  • Аргументация подброса наркотиков, разница в аргументации между подбросом и провокацией, можно ли их сочетать, фабрикации доказательств: пошаговый тест аргументации.

Занятие 5.
Использование в приговоре доказательств, полученных в результате жестокого обращения – Мотивированность решений – Законный суд

Длительность
До 2-х часов
Что узнаете
  • Как аргументировать использование в приговоре доказательств, полученных в результате жестокого обращения: пошаговая инструкция, обязательство лица предоставить обоснованную жалобу и что это такое, стандарт ЕСПЧ для оценки доказательств и как его применять в национальном процессе, презумпции получения травм лицом во время нахождения под контролем властей, объем обязательств национальных судов по проверке таких жалоб и как аргументировать несоблюдение национальными судами обязательств по надлежащей проверке.

  • Аргументация произвольности и явной необоснованности приговоров национальных судов.

  • Стандарт достаточной мотивированности приговоров национальных судов и аргументация обратного.

  • Стандарт законности суда, практические рекомендации аргументации незаконности.

Занятие 6.
Независимость и беспристрастность суда – Нарушение принципов равенства сторон и состязательности – Гарантии при рассмотрении дел с участием присяжных – Отработка навыков на примере учебного дела, дела участника курса

Длительность
До 2-х часов
Что узнаете
  • Независимость и беспристрастность суда: тест и его применение на практике, примеры нарушений и отсутствия нарушений указанных гарантий, проблема самоотвода судей, стандарт доказывания.
  • Нарушение принципов равенства сторон и состязательности, соотношение с принципом общей справедливости уголовного процесса: разбор конкретных примеров.
  • Гарантии при рассмотрении дел с участием присяжных.
  • По желанию участников курса возможна отработка навыков на примере учебного дела, дела участника курса.

Занятие 7.
Дополнительное занятие

Длительность
До 2-х часов
Что узнаете
1. Поговорили о том, как будут меняться курсы ЕСПЧ-Навигатор, которые веду я (по ст. 3 и ст. 6 Конвенции) для того, чтобы они были эффективнее для коллег из Украины и России.

2. Разобрали первое постановление ЕСПЧ в отношении Украины по полицейской провокации - Yakhymovych v. Ukraine, no. 23476/15, 16/12/2021. Ценность его в том, что в нем впервые в отношении Украины детально указано, как именно правоохранительные органы и национальные суды должны анализировать доводы о провокации, соответственно для коллег из Украины – это руководство к действию.

Другой важный момент из этого постановления для всех – это пар. 46 этого дела. Он может Вам пригодиться при подаче жалобы на провокацию в ЕСПЧ, когда Вам надо будет объяснить ЕСПЧ, почему линия защиты Вашего заявителя по провокации не сразу была последовательная, например, в первой инстанции, заявитель отрицал вину, и только позднее в апелляции/кассации сформулировал уже жалобу на провокацию, утверждал, что совершал, но спровоцировали. Детальнее, смотрите презентацию Занятия 8 от 23.04.2022 в Вашем личном кабинете.

3. Вернулись к делам о подбросе доказательств и обнаружили для себя дело Borisov v. Russia, no. 48105/17, 09/07/2019, выводы из которого можно теперь аргументировать вместо ранее существовавших только подобных дел против Азербайджана. И на основе этого дела и анализа коммуникаций подобных дел против России за 2020-2022 обновили те вопросы, которые Вам нужно задавать правоохранительным органам и судам, и ответ на которые ждет от них ЕСПЧ. А также посмотрели, что выводы указанного постановления можно использовать в российских судах через Обзор практики международных органов, подготовленный ВС РФ, все детали в презентации.

4. Разобрали очень интересное дело Navalnyy and Ofitserov v. Russia, no. 46632/13, 23/02/2016, и сделали практические выводы, как и что нужно аргументировать в ситуациях, когда есть в уголовном процессе Вашего клиента используется преюдиция уже вынесенного в упрощенном порядке приговора в отношении третьего лица, которое заключило досудебное соглашение, и какие есть проблемы допроса такого третьего лица в процессе Вашего заявителя. Все детали в презентации.

5. И в конце ответы на Ваши вопросы, в том числе на вопрос о том, как строить аргументацию непроведения эффективного расследования на жалобы о жестоком обращении, если собственно основной период расследования таких инцидентов будет приходиться на период после 16.09.2022 г.
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ЛИЧНО
Запишитесь одним кликом на посещение бесплатного занятия, получите возможность задать интересующие вас вопросы тренеру лично, а в качестве бонуса -
(1) Бесплатный тест на понимание гарантий справедливости суда,
(2) доступ к чату консультаций 24/7 по обсуждению жалоб в ЕСПЧ с сообществом более 1100 активными пользователями
Возьмите свой бонус: (1) тест на знание, какую справедливость защищает ЕСПЧ, (2) программу курса (3) доступ к чату консультаций
Жмите мессенджер, куда прислать бонусы

Часто задаваемые вопросы

Как будет проходить обучение?
У нас несколько форм обучения - подробнее смотрите здесь. Комплексное обучение проходит на курсах. Тренинги проходят онлайн в записи в личном кабинете в удобное для вас время и/или в прямом эфире в формате группового обучения до 10-20 человек в программе Zoom сессиями по 1-2 часа один раз в неделю. Участники будут получать домашние задания. Во время и между сессиями участники общаются между собой и тренером в телеграм-чате. Подробнее и наглядно смотрите здесь.
Кто проводит курс?
Все видео-уроки проводят тренеры:

(1) Антон Бурков, доктор права (Кембриджский Университет);

(2) Марина Хатунцева, эксперт Европейской программы обучения в области прав человека для представителей юридических профессий (HELP) Совета Европы, юрист Секретариата ЕСПЧ (2011-2014, 2015-2020), соавтор книги 'Обращение в ЕСПЧ: теория и практика'.

(3) и другие преподаватели. Читайте полный список здесь.

Занятия по средам проводят и другие лекторы по отдельным темам, о чем будет объявлено дополнительно в телеграмм канале и в новостях.
У меня нет юридического образования. Мне подходит этот курс?
Для прохождения курсов не требуется не только знания международного права, но и юридического образования вообще. Мы разработали курсы так, чтобы он был доступен каждому: адвокату, судье, юристу, правозащитному активисту, потенциальному заявителю в ЕСПЧ. После прохождения нашего курса в ЕСПЧ успешно готовят жалобы и не юристы по образованию и решают стать юристами. Прочтите один пример из многих.
А сколько в группе предполагается человек?
Средняя группа до 10-20 человек. Возможно индивидуальное обучение по материалам вашего дела.
При продолжительности занятия 1-2 часа и разной подготовке студентов успеваете ответить только на 20 вопросов?
Будут ответы на большее количество вопросов. Всего будет 5-7 занятий, каждое по 1-2 часа. Все это время будут ответы на вопросы участников по теме занятия. Не менее 20 вопросов за занятие. Умножить на количество занятий - получится более 100 вопросов.

Эти вопросы могут возникать у всех или многих участников. Некоторые участники сами могут стесняться задать вопрос или не подумали задать такой-то вопрос. За счет групповой работы участников задается большее количество актуальных вопросов, чем если бы вопросы участник мог задавать индивидуально. В этом преимущество работы в группе. То есть ответы получают все участники, даже на вопросы, которые они не задали по разным причинам, но хотели бы знать ответ.

Более того, между занятиями все участники будут общаться между собой и тренером в Телеграм-чате, что позволит задать неограниченное количество вопросов. Будет возможность задавать вопросы и после окончания курса. Безлимит на консультации!
А вы уже обкатывали этот курс в боевом или тестовом режиме?
За 20 лет у нас более 900 выпускников. За последние 2 года обучение прошли 150 адвокатов и заявителей в ЕСПЧ. Опыт работы онлайн есть - мы провели онлайн обучение по программе "Обращение в ЕСПЧ" 70 студентов магистратуры Университета Квебека в Монреале. Почти все подготовленные нами жалобы основаны на онлайн работе с заявителем. Тестирование программы прошло успешно и при онлайн обучении по магистерской программе по правам человека в Университете Аризоны.
Я получу диплом?
Мы выдаем диплом о пройденной квалификации всем выпускникам программы "ЕСПЧ-Навигатор". Он отлично украсит вашу страницу в соцсети, кабинет и впечатлит клиентов. Адвокатские объединения засчитывают обучение в счет часов повышения квалификации.
Можно ли это совмещать с работой?
Да, можно. Занятия проводятся во вне рабочие часы и в выходные дни. Занятия также можно пройти в записи.
Обучение платное?
Судебные дела, которые мы выбираем для подачи в ЕСПЧ, мы ведем бесплатно. Обучение мы проводим бесплатно. Исключением являются групповые и индивидуальные курсы.
Возможна ли рассрочка?
Да, возможна на ваших условиях. Напишите их нам здесь и мы ответим.
Остались вопросы?

Напишите, если есть вопросы

Заполните форму и мы ответим сегодня.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Напишите, если есть вопросы

Заполните форму и мы ответим сегодня.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.